"Знать должны и взрослые и дети..."

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Важное место в системе дошкольного образования занимает воспитание основ правового сознания у детей, формирование элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

В рамках Международного дня прав человека - 10 декабря, опираясь на соответствующие пособия и технологии для работы с дошкольниками, педагогами проведена работа по знакомству с правами ребенка.

Педагоги обратились к основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Конвенция о правах ребенка детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия "ребенок" и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.
Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Главными путями реализации задач правового воспитания детей являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Воспитатель второй младшей группы «Теремок», Бондарева Светлана Викторовна, обратила внимание детей на то, что каждый ребенок имеет право на любимую игрушку. Малыши рассказали про свои любимые игрушки дома и в детском саду, играли в подвижные и хороводные игры, нарисовали забавного котёнка.

Воспитатель средней группы «Светлячок», Иванова Ирина Дагеровна, провела занятие по теме Право ребенка на любимое занятие. Для веселого Снеговика дети смастерили друзей - Снеговичков.

Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе «Пчёлки» проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению старшими дошкольниками прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям, в том числе к детям – инвалидам, детям-сиротам. Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение.

Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель Педерсен Ольга Владимировна, провела ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища. Игровые и познавательные ситуации способствовали осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства терпимости и уважения ко всем людям.

Воспитатель Паутова Любовь Павловна, затронула тему Прав ребёнка на семью, на любовь и понимание – одно из ведущих прав, так как его реализация обеспечивает растущему человеку эмоциональное благополучие, нормальные условия для становления самооценки, развития чувства защищённости. Любовь и понимание со стороны родителей и других членов семьи способствуют тому, что у малыша укрепляется уверенность в себе, умение высказывать и отстаивать свою позицию.

Воспитатель группы компенсирующей направленности, Бадогина Галина Александровна, познакомила с правом каждого ребёнка на собственное имя. Право человека на имя означает признание его индивидуальности, неповторимости. Имя – социальный знак человека. Педагог рассказала об истории появления имени человека, о значении разных имён, об их разнообразии, о том, как по звучанию имени можно узнать, как относятся к человеку люди, объяснила, почему в Декларации прав ребёнка записано его право на имя.

Укрепляет ответную любовь к семье знание собственной родословной, постепенное осознание принадлежности к своему роду через нахождение общих черт характера, внешних признаков. На занятии дети рассматривали яркие иллюстрации, примеры родового древа семьи, овладевали навыками собственного выражения любви к родителям и другим членам семьи.

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста, Лебедева Елена Валерьевна и Першина Людмила Владимировна, в ходе занятий рассмотрели следующие права ребёнка: Право на жизнь, Право на имя и гражданство, Право на образование, Право на бесплатную медицинскую помощь, Право на защиту от жестокого обращения. Дети с увлечением рассматривали плакаты с иллюстрациями прав человека, Свидетельство о рождении, паспорт гражданина РФ, книги, слушали рассказы из книги Андрея Усачёва «Приключения маленького человечка (Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых)». Дети узнали много новой информации, приводили примеры из сказок А. Толстого "Приключения Буратино", «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Красная Шапочка» Ш.Перро. С интересом играли в дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Подбери пословицы к картинкам".
В

се эти занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе педагога - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Старший воспитатель Портная О.В.

ФОТОГАЛЕРЕЯ