Дети и мир природы

Можно ли воспитать сострадание, сочувствие к природе у детей дошкольного возраста?

При обращении детей с природой часто возникают противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит?

Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку и котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают.

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявляться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношения к ней.

Для этого необходимо формировать у дошкольников представление о растительном и животном мире, приучать их любить и охранять природу.

Важнейшим условием воспитания у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе является сознание ими себя как части живой природы. В основе такого сознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л.С. Выготского, сплава «интеллекта и аффекта».

Учитывая эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, педагог организует разнообразные наблюдения с максимальным привлечением органов чувств. При этом решаются следующие задачи:
- дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство);
- устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце, легкие); вызывается чувство радости от общения с живым существом.

Целесообразно ознакомить детей с миром природы в такой последовательности: «Человек – живое существо», «Человек и животное – живые существа», «Растение – живое существо».
Многолетние наблюдения педагогов за детьми показывают, что дошкольник уже в пяти – шестилетнем возрасте в основном ориентируется в таких понятиях, как «живая» и «неживая» природа, различает их, выделяет характерные особенности. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представлениям растительного  и животного мира.

В нашем детском саду огромное внимание отводится экологическому воспитанию. Детей знакомят с понятием «живая» и «неживая» природа. Учат выделять характерные особенности детей и животных. Воспитывают бережное отношение к ним. Дети проявляют сочувствие, желание помочь любимому растению, животному. В детском саду организуются разнообразные наблюдения в природе. Проводят занятия с привлечением разных персонажей. Дети любят трудиться в природе. Данную работу по экологическому воспитанию педагоги отразили в стендах. Интересные материалы по экологическому воспитанию были подготовлены для родителей. Например: «Правила поведения на воде»; «Съедобные и не съедобные грибы»; «Осторожно клещ»; «О летнем отдыхе»; «В городе, в деревне, на море»; «Отравление ядовитыми грибами и растениями»; «О солнечном тепловом ударе»; «Памятка по сбору лекарственных растений» и т.д.

Данная работа проводимая педагогами дошкольного учреждения приучает детей любить и охранять природу.

Воспитатели: Балабина Елена Александровна,
Колупаева Надежда Валентиновна.